 
    В Москве под председательством Андрея Чибиса состоялось заседание Комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Северный морской путь и Арктика». В повестку вошли вопросы исполнения поручений президента России Владимира Путина.
Многие из инициатив были предварительно проработаны и предложены Комиссией Государственного Совета по направлению «Северный морской путь и Арктика». В ходе исполнения поручений на федеральном уровне утверждены долгосрочные комплексные планы (ДКП) социально-экономического развития опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации. Эти планы включают конкретные мероприятия по строительству и модернизации социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, созданию новых рабочих мест и развитию систем жизнеобеспечения. Напомним, именно по инициативе комиссии Госсовета была проведена методологическая проработка подходов к формированию перечня опорных населенных пунктов Арктики, разработана единая методика их отбора и утверждения, а также подготовлены предложения, впоследствии легшие в основу решений правительства Российской Федерации.
Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков выразил благодарность Андрею Чибису за активную позицию по стратегическому развитию Арктики, инициативу создания комплексного плана президентского уровня, а также координацию работы.
Для системной координации усилий федеральных и региональных органов власти, государственных корпораций и бизнеса предложено сформировать президентский проект «Арктика и Трансарктический транспортный коридор». Проект направлен на комплексное и устойчивое развитие Арктической зоны России по пяти направлениям: укрепление национальной безопасности через развитие инфраструктуры, расширение минерально-сырьевой базы, развитие транспортной системы, стимулирование науки и инноваций, а также экологическая безопасность и сохранение биоразнообразия.
«Реализация поставленных президентом России задач направлена на устойчивое социальное и экономическое развитие регионов Арктической зоны, улучшение качества жизни людей, обеспечение безопасности России в Арктике, рациональное развитие экономического потенциала при условии сохранении экологического баланса. Правительством приняты долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития агломераций Арктической зоны. Предусмотрены более 500 проектов строительства и реконструкции дорог, аэропортов, объектов ЖКХ, здравоохранения, культуры, спорта и досуга. На эти цели будет направлено 2,9 трлн руб., из которых 60% средств — из внебюджетных источников», — сообщил Алексей Чекунков.
Участники заседания отметили, что разработка комплексного проекта продолжается совместными усилиями федеральных министерств, арктических регионов, государственных корпораций и экспертного сообщества. Сейчас идет конкретизация содержания проекта, определение его приоритетных направлений и создание эффективной системы управления.
Андрей Чибис поблагодарил участников заседания за активную позицию и поддержку в ключевых вопросах.
Одна из тем, которую он обозначил, касается северного завоза. По итогам совещания с президентом России Владимиром Путиным принято решение об увеличении объема казначейский кредитов на северный завоз со следующего года до 30 млрд руб.
Также Андрей Чибис обозначил ключевую задачу по реализации мастер-планов опорных агломераций.
«Нам необходимо активизировать подготовку необходимой проектной документации для того, чтобы уже в 2027 году приоритетные мероприятия нашли отражение в перечне поручений президента Владимира Владимировича Путина и в федеральном бюджете», — отметил Андрей Чибис.
Отдельное внимание на заседании было уделено вопросу влияния роста минимального размера оплаты труда на экономику арктических регионов. По данным представленных материалов, МРОТ в 2025 году установлен на уровне 22 440 руб., однако с учетом районных коэффициентов и полярных надбавок в Арктической зоне он превышает 50 тыс. руб. Если в среднем по стране МРОТ выше на 16% величины прожиточного минимума (ВПМ), то в АЗРФ из-за северных доплат МРОТ в среднем более чем в 2 раза выше ВПМ. Это создает значительную нагрузку на региональные бюджеты, так как необходимость доведения уровня зарплат до МРОТ сейчас лежит на регионах. Так, только для Мурманской области в 2025 году потребность в дополнительных бюджетных расходах составила 2,2 млрд руб., в 2026 году прогнозируется рост расходов до 3,4 млрд руб. Одним из следствий является сокращение разрыва между заработной платой работников, получающих минимальную оплату, и квалифицированных специалистов, что приводит к нарушению принципа справедливой оплаты труда. Все больше категорий сотрудников бюджетной сферы, включая специалистов даже с высшим образованием, оказываются в категории получателей доплат до МРОТ. Это создает кадровые риски и снижает мотивацию квалифицированных работников.
«Безусловно, абсолютно поддерживаем политику, связанную с повышением минимального размера оплаты труда, но при этом, с учетом решений конституционного суда, которые были приняты ранее, все, что касается оплаты северных коэффициентов, ложится на бремя региональных бюджетов. Мы будем наставить на изменении методологии и дополнительной компенсации», — сообщил Андрей Чибис.
Комиссией рассмотрены возможные подходы к решению данной проблемы. Среди предложений — предоставление регионам Арктической зоны дотаций из федерального бюджета для частичной компенсации расходов, вызванных повышением МРОТ, корректировка методики расчета медианной заработной платы с исключением учета районных коэффициентов и полярных надбавок во избежание их двойного счета, а также установление единой системы оплаты труда работников бюджетной сферы, обеспечивающей сохранение справедливой дифференциации в зависимости от квалификации и сложности выполняемой работы. Дополнительно предложено внести изменения в расчет субвенций из средств Фонда обязательного медицинского страхования, чтобы индексация заработной платы младшего и прочего медперсонала учитывала рост МРОТ без дополнительной нагрузки на региональные бюджеты.
Ранее с предложением о дополнительной поддержке арктическим регионам губернатор Андрей Чибис выступил на парламентских слушаниях «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» под руководством председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко.
Напомним, Комиссия Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Северный морской путь и Арктика» образована указом президента Российской Федерации в июле 2024 года. Председателем комиссии назначен губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
В заседании приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, Государственной думы РФ, Совета Федерации, государственных корпораций и профильных научных организаций.