Рост туристического потока в Мурманской области не останавливается — по предварительным оценкам, показатель увеличился на 23% год к году. Если в 2022 году, согласно официальным данным, регион посетили свыше 540 тысяч человек, то за январь–сентябрь текущего года в Мурманской области побывали уже более 396 тысяч туристов. И это несмотря на очевидные препятствия в развитии туризма, такие как недостаток средств размещения, объектов придорожного сервиса, неготовность некоторых муниципалитетов к приему гостей.
Однако в целом увеличение туристического потока закономерно — гости видят, что в регионе есть, чем заняться, и выбирают его для поездок все чаще. Председатель профильного комитета Александр Елисеев в интервью РБК Мурманск рассказал, как заполярные территории вовлекают в развитие туризма.
Пляж под северным сиянием
— Назовите навскидку самый выдающийся, с вашей точки зрения, туристический объект 2023 года?
— Один из неординарных проектов, который нам удалось реализовать в этом году, — это первый Арктический пляж в Мурманской области. Пляж на озере Канентъявр можно посетить и зимой — там созданы все условия, чтобы с комфортом наблюдать за северным сиянием.
— На что сделали упор в развитии отрасли?
— В Мурманской области разработана концепция развития туризма на ближайшие 5 лет. Прошлый год был посвящен экотуризму, и мы сфокусировались на этой теме. Вовлекли в работу с туроператорским сообществом все природные территории, в том числе заповедники. Как итог — на карте полуострова появились 13 новых экологических маршрутов для туристов и местных жителей. Сегодня заповедники сами предлагают интересный экскурсионный продукт. Например, Лапландский заповедник, помимо традиционных экскурсий начал проводить ночные, чтобы показать, как пробуждается природа ото сна. Это предложение в полярный день стало хитом продаж, все объявленные даты закрывались мгновенно. Заповедник «Пасвик», имеющий прекрасно оборудованные экотропы, предлагает туристам волонтерские программы с погружением в экологическую повестку. Старейший в мире морской заповедник Кандалакшский разработал интереснейшую экскурсию по литорали. Теперь все туроператорское сообщество знает наши заповедники и активно сотрудничает с ними.
— А 2023 год прошел под каким знаком?
— Сейчас завершается год активного туризма, и у нас появились соответствующие турпродукты. Например, «Школа юного каюра» в Апатитах: на местной турбазе есть возможность попробовать себя в таком интересном деле, как управление собачьими упряжками. Региональное правительство поддержало 5 проектов активного туризма — на выделенные средства предприниматели смогли закупить экипировку, снаряжение, инвентарь, что позволяет создать безопасные условия для путешествий. Следующий год станет годом культурно-познавательного туризма. Анонсировать не стану, но интересные проекты уже готовятся.
Туристическая инфраструктура Мурманской области развивается в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В 2022 году объем средств из федерального и регионального бюджетов различным субъектам туриндустрии Мурманской области вырос в 30 раз, если сравнивать с прошлыми годами. За 2022 год поддержано 63 проекта на общую сумму 317 млн рублей, в том числе на создание средств размещения, модульных отелей. Софинансирование предпринимателей составило порядка 500 млн руб. В 2023 году в регионе появились 5 новых объектов на 190 койко-мест и 4 новых кемпинга.
«Туризм нужен везде»
— Всем ли городам и поселкам Мурманской области есть, что предложить туристам?
— Я убежден, что туризм нужен везде — там, где это возможно, потому что туризм — это экономика. В этом году мы приступили к формированию плана развития в каждом муниципалитете. Сначала мы задаем вопрос: «А нужен ли вам туризм?» Как только получаем положительный ответ, определяем главную цель — для чего он нужен? После этого приступаем к поэтапному разбору из 5 блоков.
— Какие блоки имеются в виду?
— В первую очередь, мы проверяем инфраструктуру — речь о ревизии объектов, которые не используются, земельных участках, подъездных путях и т.п. Затем оцениваем возможности муниципалитета по созданию условий для привлечения кадров. И здесь речь не только о гидах — социологи или инженеры также нужны туризму. Следующий блок — это продукт и маршруты. В рамках этого блока мы боремся с принципом, что работать надо от спроса. Наша задача сделать так, чтобы в регионе была прозрачная, понятная история с продуктом. Четвертый блок — это маркетинг и продвижение. И, наконец, пятый блок — событийный календарь. Мы поставили для себя планку — провести в 2024 году 51 событие. Так каждую неделю у наших гостей будет повод приехать в Мурманскую область.
— В 2023 году туризм стал развиваться в закрытых административно-территориальных образованиях. Какой из муниципалитетов в лидерах?
— Безусловным лидером по посещению является ЗАТО Североморск — столица Северного флота имеет узнаваемое лицо и уникальное туристское предложение. Военно-патриотический туризм набирает обороты, и нам совершенно точно есть, что предложить гостям региона. Однако задачу по интеграции ЗАТО в туризм мы воспринимаем шире. В первую очередь важно вовлечь самих жителей ЗАТО в путешествия по Мурманской области, поскольку они демонстрируют самую низкую вовлеченность. Важно переломить этот тренд. По результатам опроса фокусной группы, главная причина такого положения дел — недостаточная информированность и недоступность организованных экскурсионных поездок по региону. Сейчас мы в пилотном режиме запустили проект «ЗАТО путешествую!» и отрабатываем одновременно несколько вариантов решения этой задачи. Важный способ интеграции — предоставление возможности местным жителям найти свою нишу в туризме. Изготовление сувениров — прекрасный способ. Уже 2 года мы проводим большой региональный конкурс сувениров, победители которого попадают в большой красочный сувенирный каталог, который активно распространяется среди инвесторов, объектов питания и размещения.
«Главное препятствие — недостаток опыта»
— Что препятствует развитию туризма в регионе?
— Буквально за несколько лет Мурманская область стала одним из лидеров по турпотоку, на нас равняются другие регионы — мы показываем, как можно развивать туризм там, где о нем никогда не задумывались. Думаю, что основное препятствие — это недостаток опыта. Сейчас важно подходить к любой деятельности профессионально, особенно учитывая рост конкуренции. Нужно правильно себя оценивать и, конечно, работать не от потока — однажды это закончится. Необходимо следить за качеством и становиться профессионалами. К счастью, многие это понимают. К примеру, наши отельеры регулярно посещают специализированные форумы, выставки, привлекают экспертов и компетенции. Наши шеф-повара — известные имена на российском рынке, они также развиваются профессионально, участвуют в конкурсах и учатся у других. Изготовители сувениров не отстают — стали звездами и завоевывают награды в других регионах. Сегодня чиновники, представители бизнеса, местные жители, заинтересованные в развитии туризма, смотрят в одном направлении. Объединенные общей целью, мы можем многого добиться.