От первого лица , Мурманск ,  
0 

Зонтичный бренд для северного края

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Директор Агентства развития Мончегорска Анна Федорова — о создании и продвижении бренда Imandra Fest и планах по развитию региона.

С развитием внутреннего туризма фестивали стали важной точкой притяжения путешественников и инвестиций. В регионах они позволяют развивать новые индустрии и целые территории, ранее неизвестные массовому туристу. Какие возможности для развития городов это открывает, а также о бизнес-потенциале туристического севера — в интервью РБК+ Мурманск рассказала директор Агентства развития Мончегорска (АРМ) Анна Федорова.

Нордический формат

— Мончегорск отмечен на туристической карте России последних лет фестивалем Imandra Viking Fest. Как он развивается сегодня?

— Событийные мероприятия являются отличным инструментом для привлечения внимания туристов и местных жителей. Чтобы эффективно продвигать территорию как туристическое направление, мы решили объединить мероприятия, которые проходят в городе, под единым зонтичным брендом Imandra Fest. Бренд Imandra Fest сформирован вокруг крупнейшего озера Кольского полуострова и главного туристического магнита Мончегорска — озера Имандра. В зонтичный бренд вошел уже ставший популярным Imandra Viking Fest — тематический семейный фестиваль под открытым небом, где каждый сможет отправиться в путешествие по миру викингов, фестиваль «ГАРАЖАНЕ», зимняя ярмарка Snow Imandra, а также события федерального уровня, например, заплыв X-WATERS Imandra.

Фестиваль Imandra Viking Fest появился в 2018 году по инициативе группы жителей Мончегорска. Он был реализован в рамках благотворительного проекта «Мир новых возможностей» при поддержке Кольской ГМК (дочернее предприятие компании «Норильский никель»). Изначально Imandra Viking Fest был локальным фестивалем, но уже в 2019 вырос до значимого события региона. В 2020 году организатором фестиваля выступило АРМ, и в 2021 году он вышел на федеральный уровень. Только в 2022 году фестиваль посетили 16 тыс. человек.

— Что это дает?

— Imandra Viking Fest уже стал самым масштабным событием в регионе, которое работает на экономику города, привлекая не только новых гостей, но и бизнес. Зонтичный бренд в этом случае стал находкой — это именно то, что нужно нашей территории. Общий бренд, который уже на слуху, позволяет сотрудничать с большим количеством людей, заниматься развитием инфраструктуры. Это дает колоссальный эффект: появляются арт-объекты, бизнес развивается, запущен туристический сайт Visit.Imandra, который объединяет все вокруг себя.

— На каких условиях предприниматели участвуют в Imandra Viking Fest?

— Конечно, мы заинтересованы в монетизации Imandra Viking Fest, т.к. он должен окупаться. Мы предоставляем предпринимателям все необходимое — место, палатки, электричество, воду, стол и берем арендную плату — порядка 20 тыс. руб. и процент от выручки. Полученные средства направляются в фонд развития фестиваля. При этом предприниматели имеют возможность заработать: все, кто участвовал в этом году, уже выразили желание повторить опыт в следующем году. Хотя еще два года назад для организации фуд-кортов на фестивале сложно было привлечь компании из сферы общественного питания, сейчас такой проблемы нет. Наличие в городе крупных мероприятий, объединенных зонтичным брендом, стимулируют появление новых точек питания на территории и активное включение бизнеса в организацию фестивалей.

— Есть ли планы по расширению календаря событий в городе?

— Да, в рамках трехлетней стратегии развития туризма мы планируем объединить под зонтичным брендом различные события и проводить больше мероприятий. Например, в 2022 году в рамках этого проекта прошло 12 событий. На 2023 год запланировано уже 20, а в 2024 — 36.

— Приведите примеры таких мероприятий, какие направления в рамках бренда планируется развивать?

— В этом году у нас прошла Школа туристического оператора, где приняли участие не только местные жители, но и региональные представители. Всего было предложено более десяти проектов и маршрутов.

Мы подписали соглашение о сотрудничестве с региональными туристическими операторами для внедрения этих маршрутов. Как итог, туристы начали активнее приезжать на Кольский полуостров, посещают Мончегорск и Териберку — небольшой поселок на побережье Баренцева моря. Сейчас это одно из самых популярных туристических мест на Кольском полуострове. В этом году в рамках соглашений был организован кемпинг и трансфер на Imandra Viking Fest. На территории Мончегорска компанией RuTrail проработаны новые пешие маршруты, они вошли в федеральную сеть маркированных маршрутов в России. И эта работа продолжается, в следующем году откроются новые направления.

Пять приоритетов для нового качества жизни

— Какие приоритеты вы могли бы выделить в деятельности АРМ?

— Это развитие бизнеса, туризма, брендинг, социально-культурная сфера и городская среда. Наша глобальная цель — создание условий для развития и роста экономики города Мончегорска с целью снижения зависимости от градообразующего предприятия, улучшения качества жизни и формирования комфортной городской среды для жителей и гостей города. Поэтому мы ведем комплексную работу по каждому из направлений.

— Можете привести примеры?

— Например, направление социально-культурной сферы предполагает изменение образовательных процессов на основании ГОСТа (ФГОС третьего поколения). Это очень непростой, длительный, масштабный проект, который затрагивает не только инфраструктуру. В качестве пилота мы взяли школу № 5. После обследования здания выяснилось, что оно оценивается как аварийное, пришкольная территория тоже требует благоустройства и развития. Наша задача не просто отремонтировать стены, но и изменить отношение к образовательному процессу. Мы хотим, чтобы эта школа стала примером для других в городе, регионе и даже в стране. Поэтому, кроме работы с инфраструктурой, создали управленческую стратегию и функциональную концепцию, планируем работать с педагогами и руководством. Таким образом, мы хотим привлечь в рамках реализации проекта федеральное или государственное финансирование, войти в федеральные программы. Эта работа рассчитана до 2025 года.

Другой пример — создание креативного кластера. Если человек создает какой-то продукт, а мастеров в регионе довольно много, он может продавать его либо на маркетплейсе, либо на фестивалях. Для резидентов кластера мы находим крупных заказчиков и тем самым развиваем креативную экономику. Хотя такая практика не очень распространена в России, она широко применяется в мире.

Еще одно важное для нас направление — спорт. Сегодня в городе создаются новые спортивные объекты. Например, в рамках соглашения о сотрудничестве между ПАО «ГМК «Норильский никель» и правительством Мурманской области планируется строительство крытого ледового катка. X-Waters Imandra уже проходит и имеет все шансы стать подготовительным этапом к другим крупным заплывам в стране.

— Как вы привлекаете бизнес для участия в проектах агентства?

— Мы работаем как с небольшими, так и с крупными предпринимателями. Показываем возможности региона, рассказываем, что здесь можно создать и как это будет работать. Помогаем открыть новый или масштабировать уже существующий бизнес, повысить компетенции, решить земельные вопросы. Через проекты способствуем поиску новых идей и решений для бизнеса, помогаем писать бизнес-проекты.

— Как вы понимаете, что тот или иной бизнес действительно нужен городу?

— В рамках маркетинговых исследований мы составили инфраструктурный инвестиционный портфель Мончегорска, где есть самые разные проекты — от небольших до крупных. Им может воспользоваться любой предприниматель, в том числе, чтобы стать резидентом Арктической зоны и получать преференции, которых нет у других регионов. Мы в этом случае являемся звеном между администрацией и предпринимателями, таким образом, помогаем развиваться бизнесу и создавать новые рабочие места.

Перспективы севера

— Агентство работает уже 2 года, что считаете ключевым достижением на данный момент?

— Одна из наших целей — изменить мышление людей. И то, что в нашем городе начали говорить о туризме, — важное достижение агентства. Ведь всего два года назад об этом даже не задумывались, т.к. Мончегорск не рассматривался как туристическое направление, а сейчас к нам с удовольствием едут гости. Хотя многие наши проекты пока находятся в процессе разработки, уже можно отметить, что нам удалось создать фундамент для будущего развития. Разработаны стратегические документы, реализация которых уже идет и приносит результаты в разных направлениях.

У нас есть крупные долгосрочные проекты, такие как технопарк, торговый центр, «Порт викингов» — это бизнес-проект, по которому в настоящее время идет доработка решений.

— Какие проблемы предстоит решить городу, на ваш взгляд, для более активного привлечения инвесторов?

— Главное — познакомить инвесторов с регионом, показать перспективность территории. В сентябре у нас прошел День арктического инвестора. Кроме того, мы планируем проводить инвестиционные туры, представлять проекты на разных форумах и инвестиционных площадках, чтобы потенциальные инвесторы знали о нас и о том, что здесь можно сделать. Также мы активно сотрудничаем с органами власти, показываем свои проекты в других регионах. На федеральном уровне мы уже сейчас презентуем наш инвестиционный портфель и нашли тех, кто им заинтересовался.

АРМ создано в 2020 году, учредители агентства — администрация города Мончегорска и ПАО «ГМК «Норильский никель».

От первого лица Как почтовая логистика приобретает цифровые черты
Содержание
Закрыть