С развитием внутреннего туризма фестивали стали важной точкой притяжения путешественников и инвестиций. В регионах они позволяют развивать новые индустрии и целые территории, ранее неизвестные массовому туристу. Какие возможности для развития городов это открывает, а также о бизнес
Нордический формат
— Мончегорск отмечен на туристической карте России последних лет фестивалем Imandra Viking Fest. Как он развивается сегодня?
— Событийные мероприятия являются отличным инструментом для привлечения внимания туристов и местных жителей. Чтобы эффективно продвигать территорию как туристическое направление, мы решили объединить мероприятия, которые проходят в городе, под единым зонтичным брендом Imandra
Фестиваль Imandra Viking Fest появился в 2018 году по инициативе группы жителей Мончегорска. Он был реализован в рамках благотворительного проекта «Мир новых возможностей» при поддержке Кольской ГМК (дочернее предприятие компании «Норильский никель»). Изначально Imandra Viking Fest был локальным фестивалем, но уже в 2019 вырос до значимого события региона. В 2020 году
— Что это дает?
— Imandra Viking Fest уже стал
— На каких условиях предприниматели участвуют в Imandra Viking Fest?
— Конечно, мы заинтересованы в монетизации Imandra Viking Fest, т.к. он должен окупаться. Мы предоставляем предпринимателям все необходимое — место, палатки, электричество, воду, стол и берем арендную плату — порядка 20 тыс. руб. и процент от выручки.
— Есть ли планы по расширению календаря событий в городе?
— Да, в рамках трехлетней стратегии развития туризма мы планируем объединить под зонтичным брендом различные события и проводить больше мероприятий. Например, в 2022 году в рамках этого проекта прошло 12 событий. На 2023 год запланировано уже 20, а в 2024 — 36.
— Приведите примеры таких мероприятий, какие направления в рамках бренда планируется развивать?
— В этом году у нас прошла Школа туристического оператора, где приняли участие не только местные жители, но и региональные представители. Всего было предложено более десяти проектов и маршрутов.
Мы подписали соглашение о сотрудничестве с региональными туристическими операторами для внедрения этих маршрутов. Как итог, туристы начали активнее приезжать на Кольский полуостров, посещают Мончегорск и Териберку — небольшой поселок на побережье Баренцева моря. Сейчас это одно из самых популярных туристических мест на Кольском полуострове. В этом году в рамках соглашений был организован кемпинг и трансфер на Imandra Viking Fest. На территории Мончегорска компанией RuTrail проработаны новые пешие маршруты, они вошли в федеральную сеть маркированных маршрутов в России. И эта работа продолжается, в следующем году откроются новые направления.
Пять приоритетов для нового качества жизни
— Какие приоритеты вы могли бы выделить в деятельности АРМ?
— Это развитие бизнеса, туризма, брендинг, социально-культурная сфера и городская среда. Наша глобальная цель — создание услови
— Можете привести примеры?
— Например, направление социально-культурной сферы предполагает изменение образовательных процессов на основании ГОСТа (ФГОС третьего поколения). Это очень непростой, длительный, масштабный проект, который затрагивает не только инфраструктуру. В качестве пилота мы взяли школу № 5. После обследования здания выяснилось, что оно оценивается как аварийное, пришкольная территория тоже требует благоустройства и развития. Наша задача не просто отремонтировать стены, но и изменить отношение к образовательному процессу. Мы хотим, чтобы эта школа стала примером для других в городе, регионе и даже в стране. Поэтому, кроме работы с инфраструктурой, создали управленческую стратегию и функциональную концепцию, планируем работать с педагогами и руководством. Таким образом, мы хотим привлечь в рамках реализации проекта федеральное или государственное финансирование, войти
Другой пример — создание креативного кластера. Если человек создает какой-то продукт, а мастеров в регионе довольно много, он может продавать его либо на маркетплейсе, либо на фестивалях. Для резидентов кластера мы находим крупных заказчиков и тем самым развиваем креативную экономику. Хотя такая практика не очень распространена в России, она широко применяется в мире.
Еще одно важное для нас направление — спорт. Сегодня в городе создаются новые спортивные объекты. Например, в рамках соглашения о сотрудничестве между ПАО «ГМК «Норильский никель» и правительством Мурманской области планируется строительство крытого ледового катка. X-Waters Imandra уже проходит и имеет все шансы стать подготовительным этапом к другим крупным заплывам в стране.
— Как вы привлекаете бизнес для участия в проектах агентства?
— Мы работаем как с небольшими, так и с крупными предпринимателями. Показываем возможности региона, рассказываем, что здесь можно создать и как это будет работать. Помогаем открыть новый или масштабировать уже существующий бизнес, повысить компетенции, решить земельные вопросы. Через проекты способствуем поиску новых идей и решений для бизнеса, помогаем писать бизнес-проекты.
— Как вы понимаете, что тот или иной бизнес действительно нужен городу?
— В рамках маркетинговых исследований мы составили инфраструктурный инвестиционный портфель Мончегорска, где есть самые разные проекты — от небольших до крупных. Им может воспользоваться любой предприниматель, в том числе, чтобы стать резидентом Арктической зоны и получать преференции, которых нет у других регионов. Мы в этом случае являемся звеном между администрацией и предпринимателями, таким образом, помогаем развиваться бизнесу и создавать новые рабочие места.
Перспективы севера
— Агентство работает уже 2 года, что считаете ключевым достижением на данный момент?
— Одна из наших целей — изменить мышление людей. И то, что в нашем городе начали говорить о туризме, — важное достижение агентства. Ведь всего два года назад об этом даже не задумывались, т.к. Мончегорск
У нас есть крупные долгосрочные проекты, такие как технопарк, торговый центр, «Порт викингов» — это бизнес-проект, по которо
— Какие проблемы предстоит решить городу, на ваш взгляд, для более активного привлечения инвесторов?
— Главное — познакомить инвесторов с регионом, показать перспективность территории. В сентябре у нас прошел День арктического инвестора
АРМ создано в 2020 году, учредители агентства — администрация города Мончегорска и