Уходящий год стал для экспортеров региона непростым — предпринимателям приходилось в режиме реального времени искать выходы из сложных и нестандартных ситуаций, и в этом смысле поддержка Центра оказалась как нельзя кстати, сообщила генеральный директор АНО «Центр поддержки экспорта Мурманской области» Анастасия Тютина.
«У нас достаточно много услуг, которые мы оказываем по приказу Минэкономразвития России — речь, прежде всего, о сопровождении экспортного контракта, поиске иностранного покупателя, участии в международных выставках — за рубежом и в России, а также в реверсных, международных бизнес-миссиях», — прокомментировала Анастасия Тютина.
С весны 2022 года предприниматели Мурманской области могут воспользоваться еще одной услугой — речь о софинансировании транспортировки продукции на внешний рынок. «Мы можем софинансировать до 80% — компания должна со своей стороны финансировать не менее 20%. Максимальный объем поддержки на одну компанию составляет 500 тыс. руб. в год. Мы софинансируем транспортировку до границы, то есть по территории Российской Федерации. Кроме того, у компании, которая обращается за такой поддержкой, должен быть подписанный экспортный контракт с покупателем и зафиксировано обязательство продавца доставить ему эту продукцию», — отметила руководитель Центра поддержки экспорта.
Актуальный вопрос для многих, кто задумывается об экспорте — это сертификация продукции. Центр готов выступить софинансирующей стороной и по такому направлению работы.
«Чтобы продукция попала на внешний рынок, ее необходимо сертифицировать. Здесь действуют примерно те же условия — речь о 80% вклада в затраты с нашей стороны, но лимит на такую поддержку в течение года больше — наш вклад в сертификацию продукции одной компании не должен превышать 1 миллион рублей», — сообщила Анастасия Тютина.
Новые рынки
Говоря о проблемах, с которыми в текущем году столкнулись мурманские экспортеры, руководитель Центра отметила, что многие испытывали сложности с доставкой продукции за рубеж. «У кого-то были проблемы с получением выручки из заграницы, но по разным причинам: где-то действительно из-за того, что это технически было сложно осуществить, где-то контрагенты решили, что можно воспользоваться ситуацией и не платить. Если мы говорим о такой нише, как туризм, конечно, не поехали иностранные группы, которые раньше планировали — в том числе в связи с тем, что «Аэрофлот» весной отменил рейсы, и так далее. Ну и были проблемы с логистикой. Поэтому стали искать альтернативные маршруты, подбирали варианты», — пояснила Анастасия Тютина.
Теперь на ближнее зарубежье рассчитывают не только из-за возможностей логистики, но и из-за внимания к продукции мурманских производителей. Кроме филе трески и пикши иностранным покупателям интересен морской еж — в частности, сразу несколько мурманских компаний наладили сбыт такой продукции по запросу компаний из Беларуси. В 2023 году Центр продолжит укреплять сотрудничество с партнерами из Беларуси и Казахстана.
«В этом году мы съездили в Беларусь на выставку, в следующем году планируем в Казахстан. Надеемся, что там можно будет найти нишу для поставок нашей продукции. Если откроется Китай, который был закрыт в связи с ковидом и другими причинами, то, безусловно, будем пытаться работать с этой страной. Наши экспортеры — люди достаточно серьезные, рассматривают и другие рынки. В конце года мы организовали участие с индивидуальным стендом одной рыбопромышленной компании в выставке в Бразилии. Предприятие планирует осваивать этот рынок», — прокомментировала Анастасия Тютина.
Автор
Наталья Линкевич