Инструменты , Мурманск ,  
0 

Как экономика впечатлений работает на имидж Мурманской области

Киносъемки в Мурманской области (фото: Правительство Мурманской области)
Киносъемки в Мурманской области (фото: Правительство Мурманской области)
Мурманская область с ее разнообразным ландшафтом, богатой историей и транспортной доступностью дает возможности для реализации креативных идей в различных сферах, особенно в событийном туризме и киноиндустрии.

Только за последние три года регион посетили около 1,3 млн человек. Все они приезжают в регион за яркими впечатлениями, рассказала заместитель губернатора Мурманской области Елена Дягилева.

«В последние годы уже прочно сформировался бренд Арктическая кухня. Например, на «Арктической КИНОкухне» — мероприятии, вошедшем в фестивальную программу «КультАрктика», было продано более 11 тысяч напитков и 9 тысяч порций блюд. Еще одно направление для развития креативных индустрий — организация культурных и спортивно-массовых мероприятий. В регионе по поручению губернатора реализуется программа «51 событие». Каждый месяц в разных уголках Мурманской области организуются яркие, разноплановые мероприятия. Безусловно, все они призваны разнообразить досуг северян, но каждое событие — точка роста и для территорий», — пояснила Елена Дягилева.

Центры притяжения — села

В последние годы региональные власти делают упор на развитие событийного туризма в селах. Ярким примером служит Териберка. Число участников одноименного фестиваля выросло с 300 в 2015 году до 10,5 тысяч — в 2022-м.

«Когда-то заброшенное село стало локацией для реализации инвест-проектов различного масштаба: от проведения авторских экскурсий до открытия гостиничных комплексов. Кроме того, 2022 году под патронатом губернатора впервые за 5 лет в Умбе и Кандалакше прошел фестиваль «Беломорье». Праздник проводится в Мурманской области с 1981 года. Особое внимание уделяеттся айдентике фестиваля. Его насыщенная программа уже принесла результат: фестиваль — призер национальной премии в области событийного туризма. Но важнее, что красоту Терского берега увидели более 4 тысяч гостей и 300 участников со всей страны. Ведь порой человек приезжает за новыми впечатлениями, а в итоге остается в понравившемся месте жить», — отметила заместитель губернатора.

Поддержка кино

За последние два года киноиндустрия стала одним из драйверов экономики Мурманской области. Если до 2020 года в регионе в среднем снимали 1,5 киноленты в год, то сегодня их количество составляет 15. Это фильмы разных жанров, включая полнометражные художественные ленты, сериалы для телеканалов и онлайн кинотеатров, документальные фильмы и игровые короткометражки.

«Поток кинопроектов стимулировал развитие новых направлений для местного бизнеса. Сегодня около 60 организаций и индивидуальных предпринимателей участвуют в обеспечении съемок в Мурманской области. Мы понимаем амбиции креативного сообщества региона. Именно поэтому работаем не только с состоявшимися кинодеятелями и известными продюсерскими центрами, но и создаем условия для развития молодых кинематографистов: организуем конкурс грантов по реализации кинопроектов молодежи на территории области. В этом году бюджет конкурса был увеличен до 2 млн рублей», — подчеркнула Елена Дягилева.

В правительстве уверены: помимо весомого вклада в экономику (каждый вложенный рубль, по данным властей, приносит дополнительно минимум пять рублей дохода в региональный бюджет), киноиндустрия — это мощный инструмент продвижения территории.

«За два года, несмотря на сложную ситуацию с ковидными ограничениями, кинокомпании, которые участвовали в конкурсе на соискание рибейтов, потратили в Мурманской области около 92 млн рублей. Нужно понимать, что пока не все режиссеры и продюсерские центры, работающие в регионе, участвуют в конкурсных процедурах. Так, по нашим сведениям, в период 2020–2021 годов параллельно проходили съемки еще около 20 проектов. Но, безусловно, все они оплачивали определенный спектр услуг у местных организаций — транспорт, логистику, организацию проживания и питания. Кроме того, привлекали северян к тем или иным рабочим процессам», — поделилась Елена Дягилева.

Развитие инфраструктуры

Вклад в экономику впечатлений предполагает создание новых открытых площадок и пространств в регионе, которые дают возможность не только провести время, но и организовать интересное мероприятие, реализовать креативную идею, объяснила замгубернатора.

«Трансформация городской среды создает новые точки притяжения как в больших городах, так и в самых маленьких, отдаленных населенных пунктах. Особое внимание — на существующие объекты культурной сферы: модельные библиотеки, детские школы искусств, дома культуры. В 2022 году реализовано 110 мероприятий с объемом финансирования 1 млрд 60 млн рублей в 16 из 17 городских и муниципальных округах и районах Мурманской области. Ярчайший пример — модельные библиотеки: в Кольском Заполярье уже 19 современных объектов с большим потенциалом для развития творческих способностей, а в 2023 году их число увеличится до 24.
Еще два примера — создание территории экспериментов для креативной молодежи в виде Центра современного искусства «21А» и культурного хаба «Контейнер-холл», — подчеркнула Елена Дягилева.

Как отмечает заместитель губернатора, в основе креативной экономики — личность. Поэтому в регионе наряду с федеральными субсидиями творческие идеи поддерживают грантами губернатора. «В 2022 году правительством Мурманской области было профинансировано 10 проектов северян, каждый из которых не только содержал интересную идею, но и стал коммерчески востребован. Помимо этого, гранты помогают создавать альтернативные возможности для культурного отдыха жителей области, повысить привлекательность жизни на Севере», — поделилась Елена Дягилева.

Автор
Наталья Линкевич

Практика Горнолыжный туризм Заполярья — точка притяжения для активного отдыха
Содержание
Закрыть