Решения , Мурманск ,  
0 

В Мурманской области запустили первый поезд через Тулому

Фото: Портал правительства Мурманской области
Фото: Портал правительства Мурманской области

Президент РФ Владимир Путин торжественно дал старт рабочего движения по мосту через Тулому — от станции Выходной к порту «Лавна» на западном берегу Кольского залива в Мурманской области. «Мурманский транспортный узел — один из наших важнейших опорных хабов в Арктике, мощность которого мы обязательно также будем наращивать. На всем маршруте — от Мурманска до иранского Бендер-Аббаса — будет обеспечено, как говорят специалисты, бесшовное железнодорожное сообщение по широкой колее стандарта «1520». Доставка грузов из Мурманска в Мумбаи займет около пятнадцати суток. По сравнению с традиционными маршрутами время в пути сократится в четыре раза», — отметил Владимир Путин.

Знаковый проект Арктики

Вопрос активизации проекта развития Мурманского транспортного узла неоднократно поднимал губернатор Андрей Чибис. На западном берегу Кольского залива создается мощный логистический хаб, стратегически важная часть Северного морского пути. Глава региона поблагодарил президента и Правительство РФ за поддержку в реализации масштабного проекта. «Этот проект — один из знаковых для развития Арктики и Северного морского пути. Благодаря поддержке комплексное развитие Мурманского транспортного узла стало приоритетным. Вы помните, как мы облетали его в конце июля в рамках вашего визита в Мурманск и то, что сегодня он будет уже запущен, демонстрирует впечатляющий объем работ, которой был выполнен строителями меньше, чем за год. Мурманский транспортный узел позволит нарастить грузооборот через порт Мурманск до 110 млн тонн к 2027 году», — сказал губернатор Андрей Чибис в обращении к президенту.

Монтаж пролетов железнодорожного моста через реку Тулому — самого крупного инженерного сооружения на строящейся железнодорожной линии Выходной-Лавна, завершили в конце ноября 2023 года. Мост состоит из восьми пролетных строений и двух береговых эстакад общей длиной 1313 м. Строители проложили почти 49,7 км пути, построили 137 искусственных сооружений, в том числе 11 мостов и путепроводов.

Как прокомментировал присутствующий на церемонии председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, с 2014 года над проектом работали частные компании, и в декабре 2022 года его готовность составляла только 55%. При поддержке правительства Мурманской области компании удалось досрочно завершить строительство.

Опорный пункт для коридора в Азию

Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении средств на строительство ветки железной дороги к порту Лавна в декабре 2022 года. Одна из главных задач объекта — обслуживание угольного перегрузочного комплекса. Строительство железнодорожной линии стало первым этапом комплексного развития Мурманского транспортного узла.

В проект комплексного развития МТУ входит создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, в том числе строительство угольного и нефтяного терминалов, развитие железнодорожной инфраструктуры, включая строительство железной дороги, а также реконструкция угольного и строительство контейнерного терминалов на восточном берегу Кольского залива.

Эксперты высоко оценивают потенциальные возможности МТУ, отмечая, что необходимость в нем возникла уже давно. Как уже говорил доктор экономических наук, профессор высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Фадеев, на арктических территориях производится 15% внутреннего валового продукта. В регионе сосредоточена значительная часть природных ресурсов в виде минералов, представлены различные отрасли экономики, что требует развитой системы логистики и транспорта, считает ученый.

Кроме того, по мнению Фадеева, у порта в Мурманске для создания современного транспортного хаба, обеспечивающего доставку грузов в Азию, есть уникальные конкурентные преимущества — это незамерзающий залив и отсутствие ограничений по водоизмещению судов.

Ожидается, что первые грузы порт «Лавна» примет в декабре, а после 2024 года его мощность составит более 18 млн тонн в год. К 2030 году Мурманский транспортный узел должен будет выйти на проектную мощность и обеспечивать грузооборот порядка 80 млн тонн.

Практика За 5 лет в Мурманской области обновили 81% парка общественного транспорта
Содержание
Закрыть