Всего половина сети автомобильных дорог России сегодня отвечает нормативным требованиям. Но в 41 регионе доля качественных трасс выше, чем в остальных субъектах федерации, и по итогам 2022 года в число лидеров вошла и Мурманская область.
В 2023 году в рамках дорожной кампании в регионе собирались отремонтировать свыше 900 тыс. кв. м региональных и местных дорог, и план полностью выполнен. О том, как удается развивать дорожную сеть высокими темпами, несмотря на сложные географические и климатические условия, РБК Мурманск рассказывает министр транспорта и дорожного хозяйства региона Юлия Полиэктова.
Три источника успеха
— Как вам удается держать высокие темпы дорожных работ?
— Надо пояснить, что ежегодная дорожная кампания делится на три части, каждая — с собственными источниками финансирования. Первая, приоритетная, — это дорожные работы в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом. Вторая составляющая — это принятый в Мурманской области стратегический план «На Севере — жить», который инициировал губернатор Мурманской области. Он включает в себя, в том числе, мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и предполагает приведение в нормативное состояние дорог местного значения и тротуаров, входящих в состав этих дорог. Третья часть — ремонты региональных автодорог и искусственных сооружений.
Благодаря притоку финансирования с момента запуска в регионе нацпроекта с 2019 года на Кольском полуострове обновили 4,6 млн кв. м дорожного полотна.
— Какие были планы на 2023 год по нацпроекту и удалось ли их выполнить?
— Нацпроект «Безопасные качественные дороги» состоит из трех региональных проектов. Регпроект «Региональная и местная дорожная сеть» решает две задачи: приведение в нормативное состояние региональных дорог и вторая — ремонт улично–дорожной сети Мурманской агломерации. По первой задаче мы запланировали за год провести ремонт 20 объектов — 11 дорог и 9 мостовых сооружений. Два участка дороги на подъезде к селу Териберка и два моста — через реки Большая Печенга и Канъентьявр — это переходящие объекты со сроком сдачи в 2024 году. Остальные 16 завершены в срок. Всего за год в рамках нацпроекта отремонтировали свыше 77 км дорожного полотна региональных дорог.
Благодаря притоку финансирования с момента запуска в регионе нацпроекта с 2019 года на Кольском полуострове обновили 4,6 млн кв. м дорожного полотна.
Не менее успешно справились с ремонтами улично-дорожной сети в Мурманской агломерации. В план были включены 18 объектов, все работы завершены, объекты сданы и введены в эксплуатацию, протоколы испытаний везде пройдены. Гарантийный срок по всем объектам — 4 года.
Дорога к морю
— Какой объект в рамках нацпроекта вы считаете знаковым для региона?
— По совокупности различных факторов, думаю, это дорога в Териберку. Дорога крайне нужна жителям села, где проживают около тысячи человек, плюс Териберка известна по всей стране и сюда ежедневно едут туристы, более 160 тысяч гостей за год. В этом году мы вышли на активную стадию ремонта.
— Когда планируете сдать дорогу к Териберке?
— В соответствии с контрактом, два участка автоподъезда к Териберке общей протяженностью 25 км должны быть сданы в конце 2024 года. Но мы очень стараемся закончить ремонт раньше. Все участники процесса — и область, и заказчик, и подрядчик — стремятся к тому, чтобы эту дорогу в асфальте увидели и смогли ездить по ней уже к 1 сентября следующего года.
Знаковый объект - это дорога в Териберку. Дорога крайне нужна жителям села, плюс Териберка известна по всей стране и сюда ежедневно едут туристы, более 160 тысяч гостей за год.
— О каких объектах еще хотели бы рассказать?
— Стоит упомянуть ремонт автодороги Кола — Серебрянские ГЭС, которая ведет к автоподъезду к селу Териберка и к Туманному. Помимо социальной значимости дороги (по ней доставляются все товары для жителей поселков), она очень важна для развития туризма, плюс — ведет к недавно построенному ветропарку. Примечательно, что 4 из 9 ремонтировавшихся мостовых переходов находятся именно на этой дороге. В этом году отремонтированы мосты через реки Средняя, Малая Средняя, Эйнч, а в 2024 году завершится реконструкция мостового перехода через Канъентьявр.
Активные муниципалитеты
— Вы довольны темпами восстановления внутригородских дорог и тротуаров в рамках плана «На Севере жить»?
— Конечно! Ремонтные работы все завершены и план даже перевыполнен. Деньги на ремонты уличной сети и тротуаров выделяются всем муниципалитетам без исключения. Муниципалитеты также вносят свою долю финансирования, при этом в этом году некоторые смогли на сэкономленные от торгов средств отремонтировать дополнительные объекты и тем самым перевыполнить план.
— Сколько удалось сделать за год?
— Всего в рамках плана «На Севере — жить» в этом году привели в нормативное состояние 130 объектов улично-дорожной сети. Речь об улицах в Кольском и Кандалакшском районах, Ловозерском, Терском районах, Ковдорском и Печенгском округах, Полярных Зорях, Кировске, Апатитах, Мончегорске, Оленегорске и ЗАТО Мурманской области.
В ручном режиме
— С какими проблемами, помимо сложного климата, вы сталкиваетесь?
— У нас регион тупиковый, не транзитный, поэтому рынок местных подрядчиков ограничен. При этом финансирование дорожных работ каждый год растет. То есть, объемы растут, а подрядчиков больше не становится.
— Низкая конкуренция негативно влияет на качество работ?
— К сожалению, случается и такое. Но радует, что некоторые дорожно-строительные компании активно развиваются. У нас есть подрядчик, который еще 2 года назад не имел своих производственных мощностей, но в этом сезоне вышел на торги со своим заводом, со своей техникой и, соответственно, смог выполнить больший объем работ.
Ограниченное число подрядчиков иногда приводит к тому, что одна компания может по итогам аукционов получить несколько объектов в разных частях полуострова, контрактные сроки по которым совпадают. Такие случаи были. В этой ситуации мы совместно с муниципалитетами и подрядчиком составляли график работ таким образом, чтобы к окончанию строительного сезона объекты во всех муниципалитетах были завершены.
У нас тупиковый регион, поэтому рынок местных подрядчиков ограничен. То есть, объемы работ растут, а подрядчиков больше не становится
— Были ли особые трудности, характерные именно для этого года?
— Проблемой в этом году оказалась доставка цемента на все стройплощадки региона. Но и с этими сложностями мы справились также совместно.
— По опыту этого года, какие задачи ставите перед собой на следующий год?
— Задача сейчас одна — заключить контракты как можно раньше, чтобы подрядчик успел мобилизировать все свои ресурсы и при благоприятных погодных условиях выйти на объект полностью подготовленным. Такой опыт был в этом году, и он подтвердил свою эффективность.