Компетенция⁠, Мурманск ,
0

Как в Арктике строят новые аэропорты, — кейс ГК «Спектрум»

Все фото: пресс-служба ГК «Спектрум»
Все фото: пресс-служба ГК «Спектрум»
В Мурманске состоялось официальное открытие нового терминала аэропорта. В проект вложили 4,7 млрд руб. Какие сложности возникали в ходе реализации, как удалось выдержать итоговые сроки — в материале РБК Мурманск

Первый рейс аэропорт Мурманска принял в четверг 20 ноября, и уже с 21 ноября новый терминал работает в штатном порядке. Новое здание возводили с 2023 года. Основной инвестор проекта — холдинг «Новапорт». Общая стоимость проекта — 4,7 млрд рублей, его реализовывала московская Группа компаний «Спектрум», которая участвовала в проекте в качестве ЕРСМ-подрядчика.

Группа Компаний «Спектрум» — многопрофильный инжиниринговый холдинг, занимающийся консалтингом, генеральным проектированием и выполнением функций ЕРСМ — подрядчика, Технического заказчика в рамках крупных строительных проектов на Дальнем Востоке и в Арктическом регионе. Специалисты холдинга участвуют в управлении строительством и непосредственно возводят объекты в городах и областях, включая Мурманск, Магадан, Тюмень, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Благовещенск, Хабаровск, Улан-Удэ и Забайкальский край. По данным рейтинга RAEX, ГК «Спектрум» в течение пяти лет удерживает первое место в рейтинге лучших российских компаний в отрасли технического аудита и консалтинга.

ЕРСМ — (Engineering Procurement Construction Management), модель строительства, в которой Заказчик выбирает единого исполнителя, представившего лучшее технологическое, техническое и коммерческое решение, который впоследствии ведет весь комплекс работ по реализации проекта.

-
Удержание бюджета и сроков строительства объекта и снижение влияния негативных факторов — задача любого инвестора в работе над масштабными инфраструктурными проектами, и делегирование ответственности и части рисков инжиниринговому партнеру проекта — одно из самых разумных решений в этой части.

«Работа в регионах с жесткими климатическими условиями повышает и так высокие требования к технологиям и качеству планирования, — говорит Сергей Фролов, директор управления проектами ГК «Спектрум». — К тому же, проекты в таких местах — это чаще всего сложности с логистикой, отсюда повышенная ответственность к подбору оборудования и материалов, которые можно использовать в регионе строительства и обеспечить доставку в требуемые для проекта сроки».

Как в Арктике строят новые аэропорты, — кейс ГК «Спектрум»

Сложности аэропорта в Арктике

В Мурманске строители столкнулись с сложной геологической обстановкой, данные в изысканиях оказались неточными, и «Спектруму» пришлось разработать более 5 тыс. кубометров скальной породы.

«Под терминалом залегают скальные грунты, местами выходящие на поверхность и при близости действующего терминала и всей аэродромной инфраструктуры, классические взрывные работы были недопустимы, — рассказывает Александр Мутовкин, директор ЕРСМ ГК «Спектрум». — Мы применили технологию невзрывного химического разрушения породы, что позволило действовать точечно, без вибрации и без рисков, а после фрагментации скалу дорабатывали экскаваторы с гидромолотами».

Как в Арктике строят новые аэропорты, — кейс ГК «Спектрум»

Вторым вызовом стал климат и высокий уровень грунтовых вод. «Постоянные осадки, резкие перепады температуры, полярная ночь — все это требовало зимних технологий бетонирования, укрытий, подогрева конструкций и круглосуточной откачки воды, — продолжает эксперт ГК «Спектрум». — Еще один нюанс — глубина инженерных сооружений, например, канализационно насосная станция строилась на глубине около 13 метров строилась в стесненных условиях, с постоянным водоотливом. В итоге для аэропорта построили более 2,3 км сетей, создана новая инфраструктурная база, как для нового микрорайона».

В феврале прошлого года президент Владимир Путин поставил задачу повысить авиационную мобильность россиян — к 2030 году интенсивность авиасообщения в России должна вырасти в полтора раза. Одним из векторов достижения поставленной задачи является развитие аэропортовой инфраструктуры за счет реконструкции и нового строительства. До 2030 года запланировано провести модернизацию инфраструктуры не менее 75 аэропортов. В зависимости от пассажиропотока мероприятия по реконструкции и строительству 28 аэродромов предлагается реализовать через механизмы ГЧП с софинансированием из средств федерального бюджета.

_
Еще один важный нюанс при строительстве современного аэропорта — его практически никогда не возводят в чистом поле. «Строительство в Мурманске велось в условиях полностью работающего аэропорта, каждый шаг согласовывали с аэропортовыми службами, чтобы не нарушать расписание полетов, — отмечает Владимир Иванов, управляющий партнер ГК «Спектрум». — Терминал для Заполярья образцовый, он оснащен современнейшей технической «начинкой» и это не только телетрапы, но и продвинутые системы обработки багажа, металлодетекторы нового поколения и самые современные инженерные системы».

Международный аэропорт «Мурманск» имени Николая II — самый крупный аэропорт за полярным кругом. В 2024 году пассажиропоток аэропорта составил 1,46 млн человек, маршрутная сеть насчитывает девять внутренних направлений и одно международное. Общая площадь нового терминала — более семи тысяч квадратных метров, пропускная способность увеличится вдвое — до 400 пассажиров в час. Терминал будет оборудован двумя телескопическими трапами для комфортной посадки и высадки пассажиров.

Аэродрайверы развития регионов

«Транспортная доступность, возможность общаться с жителями других городов, возможность более тесно сотрудничать с инвесторами даст дополнительный импульс социально-экономическому развитию Мурманской области», — отметил на открытии аэропорта вице-премьер Юрий Трутнев.

Как в Арктике строят новые аэропорты, — кейс ГК «Спектрум»

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис называет новый терминал мощным импульсом для роста экономики региона. «Для нашего региона аэропорт — мощный драйвер развития, — говорит он. — Все больше гостей приезжают в Мурманскую область за северным сиянием, арктическими маршрутами, уникальной природой. Новый терминал позволит этот интерес кратно увеличить. Строительство терминала, увеличение пропускной способности и комплексная модернизация аэропорта создает прочный фундамент для дальнейшего роста экономики региона».

Как в Арктике строят новые аэропорты, — кейс ГК «Спектрум»

«Освоение удаленных районов России имеет огромное стратегическое значение и предполагает комплексный подход, — подчеркивает Владимир Иванов, управляющий партнер ГК «Спектрум». — Создание современной транспортной инфраструктуры способствует стабильному экономическому росту регионов, новые дороги, мосты, порты и аэропорты служат базой для притока инвестиций, промышленного развития и повышения уровня жизни местного населения, появляются стимулы для развития прилегающих территорий и новых производств, предприятий».

Генеральный директор «Новапорт Холдинг» Евгений Янкилевич уверен, что создание и модернизация аэропортов напрямую влияет на качество жизни людей. «Мы будем продолжать поступательное развитие аэропорта Мурманск в ближайшие годы. Уже ведется работа над второй очередью», — сообщил он.

Как в Арктике строят новые аэропорты, — кейс ГК «Спектрум»

После ввода в эксплуатацию нового терминала аэропорта здание старого после реконструкции.планируется переориентировать на обслуживание международных рейсов.

По сообщению губернатора Мурманской области Андрея Чибиса, работа над реконструкцией взлетно-посадочных полос в Мурманске и Апатитах продолжится — это поручение Владимира Путина. До 2030 года на модернизацию аэродромной инфраструктуры планируется направить 6 млрд рублей в рамках федерального проекта «Развитие опорной сети аэродромов». Средства будут распределены согласно концессионному соглашению: 60% из федерального бюджета, 40% — частные инвестиции.