Привлекательность Мурманской области для туристов неуклонно растет. Интерес гостей поддерживается расширением географии туристических «магнитов» и предложением новых событий и активностей в межсезонье. Для более динамичного развития туризма необходимо более быстрыми темпами наращивать инфраструктуру гостеприимства, особенно в «топовых» локациях. Хорошие перспективы и наличие системной поддержки со стороны властей региона делают отрасль привлекательной для инвесторов.
Удвоение потоков
Турпоток в Мурманскую область в 2024 году, согласно социально-экономическим прогнозам, достигнет рекордного показателя в 700 тыс. человек. Это на 30 тыс. человек больше, чем в предыдущий период и вдвое превышает показатель «провального» 2020-го, когда из-за пандемии количество гостей сократилось сразу на четверть, до 350 тыс.
«Из тенденций уходящего года можно выделить опережающий рост группового туризма по сравнению с индивидуальными турами, интерес к которым снижается вследствие роста цен. Групповой туризм относится к категории масс-маркета, с позиции бизнеса отличается меньшей маржинальностью, но привлекает участников отрасли возможностью нарастить обороты», — отмечает эксперт в области мурманского туризма аттестованный гид Дмитрий Бабенко.
Увеличивается также число иностранцев, приезжающих полюбоваться красотой Крайнего Севера. В этом году, по прогнозам, регион посетят 36 тыс. гостей из-за рубежа. Поток еще не достиг максимального «доковидного» уровня, когда в 2019 г. в Мурманской области побывали 77 тыс. иностранных туристов, но уже вдвое превысит минимум 2020-го.
«Поток интуристов в регион восстанавливается в первую очередь благодаря гостям из Поднебесной: мы уже сейчас с трудом находим и бронируем отели средней ценовой категории в наиболее красивых местах Кольского полуострова на конец января — начало февраля следующего года — на даты китайского Нового года», — рассказывает Дмитрий Бабенко. По его словам, более медленно, но растет также число гостей из Таиланда, которые до пандемии занимали вторую по величине долю в зарубежном турпотоке.
Туризм в Мурманской области стал частью экономики. Согласно данным Росстата в 2023 году объем платных услуг населению в сфере туризма в регионе составил почти 6 млрд рублей, что на 36,4% больше чем в 2022 году. В 2020 году данный показатель составил 1,9 млрд рублей, в 2021 — 4,2 млрд рублей, в 2022 — 4,4 млрд рублей.
«Фишки» кольского туризма
Туры в Мурманскую область традиционно представлены тремя основными направлениями. «Самым известным туристической «магнитом» Кольского полуострова является горнолыжный курорт «Хибины»: возможность открывать сезон в ноябре и принимать гостей практически до начала мая — большое преимущество региона, обеспечивающее турпоток в зимний период. Второе направление — это экскурсионный туризм, поездки в Мурманск и пригороды: морская тематика, подводный флот, боевая история города-героя — это то, что вызывает сейчас живой интерес гостей. И, наконец, экологический туризм. Многие комбинируют знакомство с Мурманском с поездками в Териберку или на Рыбачий, проводя в регионе 3-4 дня», — рассказывает вице-президент, Ассоциация туроператоров России (АТОР) Сергей Ромашкин.
Интерес к каждому из направлений поддерживается за счет совершенствования турпродуктов и инфраструктуры. К примеру, в текущем году для охотников за северным сиянием запущен проект «Сияющие объекты». «Представители бизнеса, получившие поддержку в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», устанавливают дорожные навигационные и туристические знаки «Северное сияние» на объектах, обеспечивают безопасную парковку, услуги кафе и санитарной зоны, а также удобные места для наблюдения за сиянием. Во время ожидания северного сияния туристы могут поиграть в специально разработанную игру «Поймай северное сияние» и поставить печать в «Паспорт полярника», — рассказали в комитете по туризму Мурманской области.
В последнее время растет популярность фотоохоты на китов. По словам директора «Арктик Дискавери» Татьяны Ефремовой, если в 2019-м, когда компания только начинала заниматься этим направлением, из Териберки возили туристов 4-5 судов, сегодня их на порядок больше. «Арктик Дискавери» удалось придать своему турпродукту дополнительный смыл: участники их туров вносят свой вклад в развитие российской науки, передавая результаты фотофиксации китовых «хвостов» ученым для пополнения базы данных о популяции горбатых китов. «Мы получили от ученых разрешение давать китам имена для внесения в реестр и теперь отслеживаем миграцию «наших» китов по индивидуальным пятнам на хвосте каждого», — рассказывает Татьяна Ефремова.
Коллаборация с наукой становится трендом в Мурманской области: многие туроператоры предлагают экскурсии с учеными, которые знакомят туристов с минералами, растениями, животными, птицами. Сами профессиональные экскурсоводы проходят аттестацию в рамках действующей регионе программы: на сегодняшний день аттестовано 110 гидов-экскурсоводов, в том числе 17 гидов-переводчиков. «Цель аттестации — гарантия уровня качества турпродукта, повышение престижа региона и защита нашего небольшого внутреннего рынка от нелегальных гидов, которые работают в черную», — говорит Дмитрий Бабенко, входящий в региональную аттестационную комиссию.
Непременной составляющей путешествий на Север стал гастротуризм. В этом году Туристским информационным центром Мурманской области был зарегистрирован товарный знак «Арктическая кухня». «Туристы могут приезжать специально ради арктической кухни или с другими целями, но дегустация свежих морепродуктов и блюд, приготовленных из местных продуктов, является обязательным пунктом программы для большинства гостей», — пояснили в Центре.
Отели не успевают за спросом
Главным тормозом для отрасли может стать отстающее от спроса развитие инфраструктуры гостеприимства. Среднегодовая загрузка коллективных средств размещения Мурманской области составляет более 75%, и в пиковые сезоны емкости гостиничной инфраструктуры недостаточно для приема всех желающих. Отели города Кировск (горнолыжный комплекс «Хибины») и популярной Териберки загружены на 100% более девяти месяцев в году. «На новогодние праздники цены на отели в «топовых» локация просто взлетают, и номерной фонд забронирован уже к сентябрю», — приводит пример Дмитрий Бабенко.
Ситуация постепенно улучшается — количество мест размещения в регионе увеличилось с 9 тыс. в 2020 году до 11,7 тыс. в 2023-м. Появлению новых объектов способствовал в том числе национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», в рамках которого были поддержаны предпринимательские инициативы по строительству модульных некапитальных средств размещения и кемпингов. Так, в Териберке открылась туристическая база «45 причал», в Магнетитах усовершенствован туристический комплекс «Лапландская деревня», в районе полуострова Рыбачий у реки Титовка возведены новые модульные дома туркомплекса «Студеный берег». В Кандалакшском районе на берегу Белого моря построены модульные дома комплекса «11 причал», в Кольском районе — загородный отель «Резиденция «Северное Сияние», в Кировске — кемпинг Glamp Camp.
Всего за 4 года поддержку от региона получили 135 проектов на сумму порядка 400 млн. руб., а вложения предпринимателей составили более 500 млн руб. Действующие на территории Мурманской области преференций для резидентов ТОР и АЗРФ (выделение земли без торгов под крупные инвестпроекты, существенные льготы по налогам и т.д.) также способствуют привлечению инвестиций в отрасль. Для более структурированной работы с инвесторами создана Корпорация развития Мурманской области, с 2021 года работает институт инвеступолномоченных.
Раздвинуть границы
Дальнейшее успешное развитие туризма на Кольском полуострове связано с расширением перечня привлекательных локаций и с преодолением фактора сезонности, полагает Сергей Ромашкин. В качестве примера он приводит оригинальный проект «Айс-флоатинг» (купание в гидрокостюме среди льдин), несколько лет назад запущенный в Кандалакше и обеспечивший приток гостей в осенне-зимние месяцы.
Для вовлечения новых территорий в сферу гостеприимства разработаны планы развития туризма для 15 муниципалитетов. «Каждый план особенный, ведь в основе работы лежало выявление «уникального туристского предложения» для каждого муниципалитета, определение ключевой проблемы и формулировка цели. И уже затем план наполнялся конкретными мероприятиями, как универсальными (например, разработка сценария поведения гостя или проведение фотоконкурса), так и уникальными (наполнение событийных календарей яркими аутентичными мероприятиями или строительство уникальных точек притяжения)», — рассказывают в комитете по туризму, специалисты которого вместе с коллегами из муниципалитетов, предпринимателями и молодежными активистами занимались планированием. Работа была проведена накануне большой работы по формированию мастер планов и схемы территориального развития макротерритории «Русский Север и Арктика».
Преодолевать сезонность загрузки помогает целенаправленная работа с событийным туризмом. Мурманский календарь «51 событие» формируется с 2021 года, а в этом году он был признан лучшим в Центральном и Северо-Западном федеральных округах по итогам Международной премии в области событийного туризма Russian event awards 2024.
Помимо традиционных крупных мероприятий, таких как «Праздник Севера», форум «КультАрктика», межрегиональный фестиваль фольклора «Беломорье», фестиваль северной культуры «Имандра», фестиваль «Гастроиндустрифест», Арктический фестиваль «Териберка», гастрофестиваль «Вкус Арктики», в календаре появляются новые нестандартные события. Например, уютный познавательный семейный фестиваль грибов, который проводится в конце лета учеными-микологами на базе «Таинственного леса» в Кировске.
«События в календаре распределены по всему году, поэтому фактор сезонности у нас нивелирован. Это подтверждают и наши коллеги из Туристского информационного центра, фиксирующие туристскую активность на протяжении всего года», — утверждают в комитете по туризму.